Изразцовые печи
История изразцовых печей и изразцов начинается ещё с VIII века в странах Европы. Но широкое распространение изразцы, или как их называли у нас ценина, получили лишь в XV — XVI веках.
Что такое изразец?
Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и пр.
В России были известны еще под названием ценина (от нем. Zinn — олово).
Слово изразец произошло от «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях.
С лицевой стороны изразцы покрываются глазурью: мастера веками воплощали красочные идеи, нанося разноплановые изображения на изразцы, а с тыльной стороны обычно находится румпа — коробчатая часть, предназначенная для крепления.
Рис. 1. Муравленые изразцы с румпой
Первые изразцы
Первые изразцы были красного цвета, они не покрывались глазурью. В XV веке терракота пришла на смену белокаменной резьбе. В узорах изразцов использовались мотивы резьбы, и изразцы белились, что делало их более похожими на белокаменные прототипы.
Более совершенные муравленые и многоцветные изделия почти полностью вытеснили красные изразцы во второй половине XVII века. Так возродилась техника глазурования керамики, которая была утрачена во время татарского нашествия.
Самая первая глазурь, появившаяся на Руси, получила название «мурава», происходящее от выражения «трава-мурава» и персидского mur — эмаль, глазурь. Это была глазурь изумрудно-зелёного цвета, изготовленная на основе соединений свинца и цинка.
Расцвет изготовления муравленых изразцов в России связан с деятельностью приглашенного из Литвы мастера Арнольда Евермера. Будучи выдающимся ремесленником Московской гончарной слободы, он ввел в употребление на территории России термин «кафель», заменив прежнее слово «изразец».
Впоследствии керамику стали декорировать многоцветной глазурью на основе олова, которую называли «цениной». Именно от этого слова произошло название разноцветных изразцов — «ценинные», а само искусство получило наименование «ценинное дело».
Рис. 2. Русские печи стали украшать изразцами с XVI века
Ценинное дело
Оксид олова был важнейшим компонентом эмалей, придавая им непрозрачность и матовость. Нововведением, внесённым русскими мастерами в технологию изготовления, стал рельеф с приподнятыми краями, благодаря которому эмаль не растекалась и цвета не смешивались между собой.
Во многом расцвет ценинного дела в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Иванова, известного как Полубес.
Степан Иванов, уроженец города Мстиславля, был перевезён в Москву князем Алексеем Никитичем Трубецким в качестве пленника («полоном», согласно русским архивным источникам) в период русско-польской войны 1654–1667 годов.
Наиболее известная изразцовая мастерская XVII столетия действовала при Ново-Иерусалимском монастыре, основанном патриархом Никоном. Именно там трудился талантливый «ценинных дел мастер» Степан Полубес, создатель знаменитого узора «павлинье око».
Рис. 3. Фриз керамический «Павлинье око» собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
История изразцовых печей
Первые печи с изразцами появились в Голландии, где они быстро стали важным элементом домашнего убранства. Постепенно такая технология распространилась и в других странах, включая Россию.
Печи XVIII века
В XVIII веке Пётр I направил русских мастеров в Делфт для изучения искусства изготовления кафеля. Так в России появились гладкие изразцы, выполненные по образцу «голландских кафлей». Эти плитки украшались росписью: их покрывали белой эмалью и наносили синие кобальтовые рисунки с изображением каналов, кораблей и мельниц. После того как царь запретил использовать печи с открытой топкой («по-чёрному»), новые печи, облицованные такими изразцами, стали называть «голландками».
Эти печи имели сложную конструкцию, благодаря которой эффективно прогревали даже большие помещения. Изразцы играли не только декоративную роль, но и выполняли практическую задачу: защищали поверхность печи от перегрева, тем самым увеличивая срок её эксплуатации.
Рис. 4. Екатерининский дворец, город Пушкин
Гладкие изразцы начали массово производить на заводе Александра Меншикова в Стрельне под Петербургом, а также на ценинной фабрике Афанасия Гребенщикова в Москве. Постепенно палитра цветных эмалей расширялась, совершенствовалась техника росписи, и изразцы превращались в настоящие «живописные картины».
Печи XIX века
XIX век ознаменовался подъемом изразцового производства. Теперь изделия отличались не только ценой, но и художественной ценностью. Ведущую роль играло Товарищество М.С. Кузнецова, в чьем ассортименте насчитывалось более пятнадцати видов изразцовых печей и каминов, а также предметы церковного убранства — иконостасы, киоты — и, конечно, множество отдельных изразцов и плиток. Керамическое производство было поставлено на поток, и изразцы постепенно утратили черты эксклюзивного, штучного изделия.
Рис. 5. «Голландская печь» в изразцовой облицовке
В конце XIX века изразцами начинают активно интересоваться известные художники и керамисты. Михаил Врубель, увлечённый этим видом искусства, создал множество шедевров в мастерской Абрамцева. Он не только разработал авторские глазури с широкой цветовой палитрой, но и изобрёл новые технологии обжига и глазурования, значительно расширив выразительные возможности керамики.
Рис. 6. «Печь-лежанка» Врубеля в главном доме усадьбы «Абрамцево»
Изразцовые печи в XX веке
После революции производство изразцов претерпело значительные перемены. В этот период ведущими художественными направлениями стали модернизм и конструктивизм, что нашло своё непосредственное отражение в дизайне печных плиток.
Лишь в 90-е годы началось возрождение традиционного изразцового искусства. Стали возникать небольшие керамические заводы и мастерские, специализирующиеся на индивидуальном изготовлении изразцов. В своей работе мастера опирались на художественные традиции старинных русских, голландских и баварских изразцов.
Рис. 7. Итальянская майолика и ярославские изразцы
На протяжении веков искусство создания печей и изразцов эволюционировало, сформировав традиции, которые мастера продолжают чтить сегодня. Технологии изготовления печей и методы производства изразцов сохранились в неизменном виде, что подчеркивает связь с историческим наследием. Современные модели украшают многообразными декоративными элементами: голландскими и фламандскими сюжетами, древнерусскими узорами, восточными орнаментами, а также классическими и авторскими рисунками. Производители предлагают как стандартные проекты кладки печей, так и индивидуальное проектирование, что позволяет подобрать идеальный вариант для любого помещения — от компактных студий до просторных залов. Благодаря этому изразцовые печи гармонично вписываются в интерьеры разных стилей и размеров, сочетая функциональность с художественной выразительностью.
Современные кафельные (изразцовые) печи
Современные кафельные печи сочетают многовековой эстетический канон с инновационными инженерными решениями. Они адаптированы к любым типам топлива: от классических дров и угля до газа, жидкого горючего и даже электричества (включая модели с водонагревательными контурами).
В их конструкции внедрены технологии вторичного дожига топлива и оптимизированные системы дымохода, что обеспечивает высокий КПД — от 80 до 90%. Дополнительную эффективность придают теплообменные модули, интегрируемые в системы отопления или горячего водоснабжения дома.
Такие печи не только сохраняют тепло, но и становятся частью «умного» энергопотребления, вписываясь в современные стандарты комфорта и экологичности. Это делает их универсальным решением для тех, кто ценит гармонию традиции и технологического прогресса.
Рис. 8. Печь ABX Karelie с кафельным цоколем в зеленом исполнении
Кафельные печи от чешского бренда ABX — это символ качества и эстетики в мире каминного оборудования. Будучи одним из флагманских продуктов компании, они сочетают высокую теплоотдачу керамики с современным дизайном. Модельная линейка включает угловые, пристенные и островные варианты, что позволяет интегрировать их в любой интерьер.
Каждая печь ABX — это сварная стальная основа, облицованная фирменными изразцовыми панелями в широкой палитре оттенков и текстур. Цоколь, выполненный из стали или декоративного кафеля, завершает конструкцию, подчеркивая её стиль. Эти печи не только эффективно обогревают помещение, но и служат художественным акцентом, воплощая чешскую точность и приверженность традициям.